![]() |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
USAИстория еврейских салонов
5:45PM Wednesday, Apr 6, 2005
Салонная беседа – ну что может быть более поверхностным? Словосочетание давно ассоциируется с пустой болтовней, сплетнями и всяческой суетой. Но так было не всегда и не везде.
Как свидетельствует история, в развитии мировой культуры салоны сыграли весьма значительную роль – как и их хозяйки, сумевшие сделать так, что в их домах находили не только уютный кров, но и единомышленников, друзей по духу и достойных интеллектуальных соперников лучшие умы Европы. В историю этих салонов – не всех, а только четырнадцати – и их хозяек и погружает нас очень элегантная, умная, информативно насыщенная выставка, размещенная на первом этаже Еврейского музея Нью-Йорка. Почему Еврейского? Да потому, что зародившийся во Франции XVII века салон – дополнение (или противовес) к дворцовому приему – получил неожиданное развитие в состоятельных еврейских домах, породив, усилиями нескольких еврейских женщин, подлинные центры европейской культуры. Как и почему это произошло? Кто были хозяйки этих четырнадцати знаменитых салонов Берлина, Парижа, Вены, Рима, Лондона, Голливуда? Как сложились их судьбы? Кто был вхож в их дома и о чем велись беседы – вся эта информация, замечательным образом собранная и поданная, ожидает вас на этой выставке. Хочу только предупредить: без знания английского на выставку не ходите – кроме множества портретов, отдельных знакомых имен и нескольких музыкальных фрагментов вы там мало что почерпнете. Надписи на стенах, салонные беседы, "реконструированные" по письмам, мемуарам и дневникам и звучащие в наушниках аудиогида, и, наконец, тексты двух кинофильмов, которые демонстрируются в залах (один посвящен Женевьеве Страус – дочери композитора Галеви и жене композитора Бизе, приятельнице Марселя Пруста и одной из фигур в его романе "В поисках утраченного времени", второй – калифорнийскому салону актрисы и театрального педагога, берлинской изгнанницы Салки Виртель), – все это останется для не владеющего английским языком зрителя недоступным. Тот же, кто языком владеет, узнает массу неожиданного. Но с кого же начать? Пожалуй, как и сама выставка, начнем с самой радикальной хозяйки салона – Гертруды Стайн, легендарной "американки в Париже", квартиру которой на Rue de Fleurus по праву считали первым в 20-м веке музеем современного искусства. Хозяйка сама отворяла дверь гостям, и каждый пришедший мог увидеть на стенах картины Сезанна, Матисса и других "странных художников", и услышать смех Пикассо (которого Стайн называла "маленьким тореадором"), и поболтать с Анри Матиссом, который обычно приводил с собой кого-то еще. Кстати, именно в доме Стайн они и познакомились: Пикассо и Матисс... А может быть, начать с Германии рубежа XVIII и XIX веков, откуда шведский дипломат пишет своим друзьям о Рахель Леви: "Эта простая девушка, среднего класса, без блестящих связей, без универсальной, открывающей все двери красоты и без особенного богатства, постепенно достигла того, что собрала вокруг себя важный социальный круг" – и дальше: "Уверяю вас, что на ее еврейском диване в один вечер собирается больше ума, понимания и вспышек блестящего интеллекта, чем на трех НАШИХ собраниях". "Да здравствует самая обворожительная и умная женщина Вены!" – воскликнул Иоганн Штраус, преклонив колени перед Бертой Зукеркандль. Вы не знаете этого имени? Зато наверняка вам знакомы имена тех, кто был гостем ее салона: Огюст Роден, Густав Климт, Морис Равель, Гуго фон Гофмансталь... Недаром Берта считалась на протяжении десятилетий законодательницей художественной и интеллектуальной моды в Вене. Салоны имели свои "специализации": литературные, музыкальные, политические – в зависимости от приоритетов хозяйки. Так, Амалия Бер использовала свой музыкальный салон в просторном берлинском особняке не только как место удовлетворения собственных музыкальных наклонностей, но и как своего рода стартовую площадку для карьеры одного из своих сыновей – сначала вундеркинда, дававшего в материнском салоне свои первые концерты, а затем и знаменитого композитора Джакомо Мейербера (новая фамилия возникла из сочетания фамилии Бер и настоящего имени композитора – Мейер). В Берлине процветал и другой музыкальный салон – сестры Феликса Мендельсона и супруги художника Вильгельма Генцеля Фанни. Невероятно талантливая пианистка, получившая блестящее частное образование и писавшая музыку Фанни в то время не могла рассчитывать на профессиональную карьеру. Ее салон, в котором порой собиралось до двух сотен гостей, стал местом ее выступлений, ее концертным залом. И кто только здесь не бывал: Лист, Гейне, Гегель, Паганини! Кстати, аудиогид рассказывает – и иллюстрирует музыкальными фрагментами – историю выступления Паганини в салоне Фанни Мендельсон-Генцель в 1829 году. Она была зафиксирована хозяйкой салона в ее дневнике и содержит, в частности, такое описание Паганини: "...у него был вид сумасшедшего убийцы и движения обезьяны...". Когда в конце 17-го века маркиза де Рамбуйе, нарушив все придворные правила, впервые собрала в своем парижском доме группу гостей, она заложила, сама того не осознавая, основы совершенно новой социальной жизни, нового, более демократического общества. Салоны становились местом обмена идеями и обсуждения новинок литературы, знакомства с новыми музыкальными талантами (и даже культивирования иных из них) и политических дискуссий, для которых не было места на королевском приеме. Здесь встречались и общались люди разных социальных слоев: аристократы, буржуа, представители богемы, журналисты. И, что немаловажно, хозяйки этих салонов могли намного более свободно, чем другие женщины их времени, проявить себя, свою индивидуальность, интересы, интеллект – часто весьма незаурядные. Для женщин, "заводивших" подобные салоны (надо ли говорить, что чаще всего основой служили солидные состояния их отцов или мужей, дававшие возможность угощать и развлекать в приятной, роскошной обстановке многих людей), они были едва ли не единственной возможностью участия в социальной жизни. И это в особенности касалось женщин из еврейских семей, подвергавшихся двойной дискриминации: ни женщины, ни евреи в Европе XVIII и даже XIX века не имели равного с мужчинами-христианами доступа к образованию, профессиональной деятельности или к участию в общественной и артистической жизни. История еврейских салонов – это отражение судьбы евреев, перемен в их взглядах и в положении в обществе. Берлин времен Мендельсона, когда евреи, воодушевленные реформами, стремились как можно скорее и органичнее влиться в жизнь Германии – и Париж времен "дела Дрейфуса", когда салон Женевьевы Страус вдруг раскололся на два враждующих лагеря и уже не смог оправиться от удара антисемитизма, обрушившегося на французское общество... Рим 20-х годов ХХ века, в котором Маргарита Сарфатти, художественный критик, писательница и возлюбленная Муссолини, фактически вершила культурную политику раннего итальянского фашизма, – и нью-йоркский салон сестер Стеттенхаймер, считавшийся одним из самых восхитительных мест Нью-Йорка между двумя мировыми войнами. Одна из сестер, Флорин, превратила его в настоящий театр, декорациями в котором служили ее собственные картины и спроектированная ею мебель (картины демонстрируются на выставке)... И, наконец, салон Салки Вертель, возникший в конце 1930-х годов в Лос-Анджелесе – уголок старой Европы в Голливуде, духовное убежище для эмигрантов – Томаса Манна, Бертольда Брехта и Арнольда Шенберга, дом, в котором запросто бывали Сергей Эйзенштейн и Грета Гарбо... Увы, культура салона, культура изысканной беседы и живого интеллектуального диалога практически исчезла сегодня. Радио, телевидение, кино, компьютерные игры, массовые поп-концерты, спортивные матчи – впечатлений, информации так много! Только успевай "переваривать", а уж обсуждение, анализ – это мы оставляем "говорящим головам" телепрограмм. На смену салону пришла вечеринка, "party", где можно вообще не разговаривать – только покажись, отметься, махни ручкой в грохоте музыки... Вот почему так хорошо, так уютно, хоть и не без меланхолии, чувствуешь себя в небольших, неярко освещенных, тихих залах Еврейского музея, под взглядами запечатленных на старых портретах и фотографиях женщин и мужчин, которые жили совсем иначе... По материалам NRS.com
Другие новости по теме
Бейонс и Джей Ло: агенты на задании
Ирак. Американская армия вновь понесла потери в Мосуле Авиакатастрофа в Албании – найдены тела погибших американцев Экс-гитарист Korn спасает 50 Cent Busta Rhymes споет оду ''БигМаку'' Андре 3000 собирает ''братьев'' В США представили радиоальтернативу плееру iPod Америка не знает своих врагов Демократы требуют от Дж.Буша ввести санкции против РФ Студия Рэя Чарльза станет музеем В Пакистане задержан российский террорист ''Аль-Каиды'' В Ираке погиб американский солдат Уэс Борланд: ''довесок'' к альбому Limp Bizkit Пи Дидди заполнит эфир MTV Ford выкупил акции своего индийского СП у Mahindra & Mahindra Доклад ООН: дети в Ираке голодают
|
Рассылки:
![]() Новости-почтой TV-Программа Гороскопы Job Offers Концерты Coupons Discounts Иммиграция Business News Анекдоты Многое другое... |
![]() | |
News Central Home | News Central Resources | Portal News Resources | Help | Login | |
![]() |
![]() | ||
![]() ![]() |
© 2025 RussianAMERICA Holding All Rights Reserved Contact |