![]() |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
USAАгитпроп в войне с исламским терроризмом
11:08AM Thursday, May 19, 2005
В войне с современным терроризмом наиважнейшую роль играет борьба за умы и сердца мусульман. Однако огромные идеологические ресурсы, которыми когда-то располагали Госдепартамент и ЦРУ, растаяли после поражения мирового соцлагеря. По признанию Марка Гинзберга, бывшего посла США в Марокко, "вступив в новую битву идей, мы оказались разоруженными".
Впрочем, такая растерянность уже в прошлом. Американские власти снова развертывают масштабную идеологическую войну. Вашингтон инвестирует десятки миллионов долларов в информационные и исследовательские центры и в тайные операции ЦРУ. Придя к выводу, что Америке не следует держаться в стороне от схватки исламских радикалов с умеренными мусульманами, Белый дом утвердил новую стратегическую программу под названием "Проблемы исламского мира". В ее рамках впервые признано, что интересы национальной безопасности требуют вовлеченности США в дела ислама. Для решения этой задачи разные ведомства применяют различные средства: Пентагон – геополитическую военную стратегию, Госдеп – публичную дипломатию, ЦРУ – тайные операции. Многие приемы не выдержали испытания временем, но некоторые – уже почти забытые – снова берутся на вооружение. В разгар холодной войны американские власти создали по миру широкую пропагандистскую сеть. Информационное агентство США (USIA) держало за границей сотни корреспондентов и снимало фильмы, конкурирующие с лучшей продукцией Голливуда. USIA открывало в зарубежных столицах культурные центры и библиотеки, а Госдеп основал стипендию Фулбрайта и другие программы обмена студентами. Тогда же приступили к вещанию радио Свобода/Свободная Европа. Стимулировалась деятельность симпатизирующих Америке иностранных журналистов, ученых, партийных и профсоюзных лидеров. Но с конца 1970-х годов ЦРУ стало испытывать неудачи, после чего несколько программ было закрыто. А после развала коммунистического блока Капитолий счел нужным покончить и почти со всеми остальными, слив USIA с Госдепом. Сотни сотрудников были уволены либо отправлены на пенсию, программы обмена студентами и объемы вещания за рубеж на треть сокращены и почти все действовавшие за границей американские центры и библиотеки закрыты. К сентябрю 2001 года имидж Америки за рубежом определялся уже не правительственными организациями, а голливудскими продюсерами и рэп-музыкантами. В глазах миллионов мусульман факт свержения Саддама лишь укрепил такое представление об Америке: она оккупировала богатую нефтью арабскую страну, сует нос в каждую заваруху, поддерживает Израиль в ущерб палестинцам и так далее. Американской контрпропаганде следовало срочно наращивать обороты, и прежде всего определиться, что есть главный объект борьбы: международный ли терроризм, исламский экстремизм или их корни – бедность, невежество, тайные потоки нефтедолларов. Поддержка Конгресса и прессы способствовала наращиванию ассигнований на нужды публичной дипломатии и программ внешней помощи. Заработало вещание на арабскую аудиторию – радио "Сава" и спутниковый телеканал "Аль-Хурра". Дополнительную часть финансового пирога получили также спецподразделения ЦРУ и Пентагона. Но подлинный прорыв наметился, когда Совет национальной безопасности приступил к реализации принятой Белым домом "Национальной стратегии борьбы с терроризмом". Ее идеологический раздел "Проблемы исламского мира", о котором мы упоминали выше, гласит, что официальной Америке следует не углубляться в религиозные дебаты, а опираться на содействие партнеров, приверженных идеалам демократии и терпимости: союзных мусульманских стран, частных фондов и некоммерческих организаций. Предлагая новую стратегию, ее авторы вспомнили об оправдавшей себя в годы холодной войны давней политике "разделяй и властвуй". Одним из самых впечатляющих успехов Вашингтона в ту пору была его помощь наиболее либеральным членам соцлагеря в их стремлении дистанцироваться от твердолобых его предводителей. Другим элементом новой стратегии является примирение с теми исламистами, кто избегает насильственных действий. В частности, с движением "Братья-мусульмане", основанным еще в 1928 году и ныне имеющим десятки тысяч сторонников в разных странах. В ЦРУ пришли к выводу, что течения типа "Братья-мусульмане" – не столько часть исламской проблемы, сколько часть ее решения. Появление стратегии, изложенной в "Проблемах исламского мира", – начало долгожданного перелома в идеологической войне. ЦРУ удалось добиться впечатляющего прироста своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Проводятся новые смелые акции, в том числе операции по нейтрализации воинствующих антиамериканских проповедников и вербовщиков. Им создают сильную конкуренцию либо изолируют. Борьба за души идет и в эфире. Радиостанция "Сава", которая чередует трансляцию легкой музыки с выпусками новостей, стала очень популярной на Ближнем Востоке. Согласно авторитетным оценкам, программы телеканала "Аль-Хурра" ныне смотрят до трети абонентов спутникового телевидения в крупнейших арабских странах. Сфера действия этого арабоязычного канала постепенно распространяется и на страны Западной Европы, а с началом выпуска передач на фарси (в числе других основных языков) она охватит также Иран. Невозможно обойти и проблему медресе – традиционных исламских школ. В отчете комиссии, расследовавшей события 11 сентября, прямо сказано, что некоторые медресе являются "рассадниками воинствующего экстремизма". Согласно данным Всемирного банка, в одном лишь Пакистане такие школы посещают полмиллиона учащихся. Чтобы справиться с этой проблемой, специалисты прибегают к разным приемам. Например, в Уганде, где имеется большая мусульманская община, было объявлено, что посольство США финансирует строительство трех исламских начальных школ. Учителей медресе побуждают расширять курс обучения за счет математики, естественных наук, вопросов личной гигиены. Очередным доказательством решимости администрации усилить идеологическую войну явилось недавнее назначение главой госдеповского Управления по публичной дипломатии Карена Хьюза, многолетнего советника президента по вопросам информации. Все это уже приносит плоды. Опрос, проведенный недавно в Индонезии, показал, что огромная доля (83%) недовольных политикой США, выявленных до оказания помощи жертвам цунами, уменьшилась вдвое, а доля тех, кто высказывался в поддержку Осамы бен Ладена, сократилась еще больше. Однако Патриша Харрисон, предшественница Хьюза по работе в Госдепе, считает успехи лишь временными. Она подчеркнула, что Америка вынуждена заботиться о судьбах остального мира, и вряд ли наступит момент, когда можно будет сказать словами популярной советской песни: "Бери шинель, пошли домой!". Но ведь многие так думали и во времена холодной войны. И ошибались. По материалам NRS.com
Другие новости по теме
Сенат США требует от России извиниться за оккупацию Латвии, Литвы и Эстонии
Венесуэла получит 100 тысяч автоматов Калашникова Лос-Анджелес – снова, мэр ''испанец'' Захотелось яблочка? Это у вас что-то с сердцем… Американцы изучили статистику травм, связанных с ношением очков Список американских поставщиков-банкротов растет Бритни Спирс уличена в плагиате 100 израильтян доставят на суд в США Американцы арестовали известного оппонента Ф.Кастро Суд по делу о Бесланской трагедии Бритни Спирс кино не бросит Jaguar сокращает прогнозы по производству AOL встраивает браузер в AIM Гейтс не верит в будущее iPod Jay-Z возвращается с новым синглом Джастин Тимберлейк отверг предложение на миллион долларов
|
Рассылки:
![]() Новости-почтой TV-Программа Гороскопы Job Offers Концерты Coupons Discounts Иммиграция Business News Анекдоты Многое другое... |
![]() | |
News Central Home | News Central Resources | Portal News Resources | Help | Login | |
![]() |
![]() | ||
![]() ![]() |
© 2025 RussianAMERICA Holding All Rights Reserved Contact |