RussianNew York Homepage
Русские концерты на Американской сцене
  News   Events   Dating   Classifieds   Forum   Chat   YP   TV/Video    Photos 
 News Central
В мире
  Политика
  Разное
Бизнес
  Деньги
Общество
  Мода
  Религия
  Светская жизнь
  Шоу Бизнес
  Пикантные новости
  Животные
  Криминал
Спорт
Искусство
  Кино
  Музыка
Авто
Hi-Tech
  Интернет
  Hardware
  SoftNews
Здоровье
Путешествия
Вокруг света
USA
Россия
  
Ресурсы
  Самые последние
  Самые читаемые
Архив
 Другие ресурсы
Все Ресурсы

Рассылки
Газеты
Журналы
ТВ - Online
Радио

Юмор
  Анекдоты
  Игры
  Этикетки
  
Открытки
  Поздравь друга
  
Программа TV
Кино
  Новости кино
  Кинообзоры
  
Музыка
  Радио в internet
  Russian Top
  
Спорт
Web Обзоры Exler.ru
  
Читальный зал
ЭКСпромт - статьи для чайников
Компьютерные игры
Finance News
Автообзоры
Russian America Journal Digest
 Смотрите также
Yellow Pages
Объявления
Чат
Форум
  последнее

Читальный зал
  Стихи
  Проза
  Кулинария

Едем в Америку!
  Иммиграция
  Визы
  Советы

Знакомства
Фотоальбомы
Top Rating
  America TOP
  
 
NEWS CENTRAL >> Вокруг света

Вокруг света

"Супер скорпио" нырнул за "Призом"
10:30PM Monday, Aug 8, 2005
08.08.2005, 22:30:20  |   
Автоматический подводный спасательный аппарат Super Scorpio ROV. Фото с сайта Navsource.org
Автоматический подводный спасательный аппарат Super Scorpio ROV. Фото с сайта Navsource.org

"Супер скорпио" нырнул за "Призом"

В спасении подводной лодки АС-28 "Приз" решающую роль сыграли информационные технологии и современное оборудование

Рано утром в понедельник, 8 августа, британский автоматический спасательный аппарат Super Scorpio ROV освободил из подводного плена российский спасательный аппарат АС-28, который, как утверждают представители российского военного ведомства, застрял на глубине 200 метров, запутавшись в чем-то, похожем на рыболовные сети. Гибели экипажа удалось избежать благодаря современному оборудованию и информационным технологиям, причем последние сыграли в этой истории решающую роль.

То, что британскому аппарату удалось освободить "Приз", в принципе, не удивительно. Именно Великобритания стояла у истоков создания средств спасения подводников. Теоретическую основу для этого разработали британцы Джон Халдейн (John Haldane), Артур Бойкотт (Arthur Boycott) и Гайбон Дэмант (Guybon Damant). Их выкладки еще в 1908 году были сведены в таблицу, которую использовали водолазы многих стран.

В 1915 году другой британец - Роберт Дэвис (Robert Davis) - изобрел "Аппарат для спасения из подлодок". Впоследствии на субмаринах стали устанавливать "камеры Дэвиса" - подобие аварийно-спасательного люка. Постепенно подводные флоты разных стран стали создавать различные спасательные устройства для подводников, как индивидуальные (костюмы с ребризерами), так и групповые (подводные колоколы).

От колоколов до "Приза"

Впрочем, первой страной, которая сумела спроектировать и построить более-менее глубоководную спасательную подлодку, была не Великобритания, а СССР. В конце Второй мировой войны американцы передали ВМФ СССР спасательную камеру, ставшую основой для целой серии аналогичных опытных разработок. Самым глубоководным из них был автономный колокол СК-64, который мог опускаться на глубину до полукилометра. Его построили в 1964 году.

В это время советские конструкторы уже полным ходом проектировали спасательные подводные аппараты. Головным предприятием, занимавшимся созданием подобных систем, было конструкторское бюро, в разное время называвшееся различными "номерами", а затем получившее названия СКВ "Судопроект" и ЦКБ "Лазурит".

За минувшее столетие в мире построено 5115 подводных лодок. Из них примерно треть погибла в ходе военных действий, а 227 - в мирное время. В СССР и России в мирные годы погибли 27 субмарин. Из них 11 затонули в послевоенное время (пять атомных и шесть дизель-электрических).

По данным сайта "Российский подводный флот" (submarine.id.ru)

Поначалу КБ занималось разработкой различных спасательных средств, а с 1958 года занялось созданием спасательного подводного аппарата, который мог бы вызволять экипаж из аварийной подводной лодки "сухим способом" (через шлюзовую камеру, пристыковавшись к ней). К тому моменту аналогичные работы велись во Франции, Великобритании, США, Японии. Первыми построить опытный экземпляр такого корабля удалось советским конструкторам. Это произошло в 1961 году.

Проект спасательной подводной лодки получил зловещий номер 666. Лодка была оборудована двумя спасательными устройствами - управляемым подводным снарядом (УПС), способным спасать экипаж "сухим способом", и поточно-декомпрессионной камерой (УПК) для спасения "мокрым" способом. Спасательная лодка могла производить поиск аварийной субмарины при помощи собственных гидроакустических средств, обследовать ее, а также присоединяться к ней при помощи вышеописанных устройств и спасать экипаж. Успешные испытания в 1962 году подтвердили расчеты конструкторов.

_Приз_ в трюме вспомогательного корабля. Кадр телеканала НТВ

"Приз" в трюме вспомогательного корабля. Кадр телеканала НТВ

Далее, развивая успех проекта 666, правительство создало техническое задание на разработку самоходного (самодвижущегося) подводного снаряда для спасения экипажей терпящих бедствие подводных лодок. Проект получил номер 1837. В 1967 году "Лазурит" получил задание на разработку подводной лодки - носителя такого подводного снаряда (проект 940). На каждой субмарине должно было базироваться по два таких аппарата.

От постановления Совета министров до начала подготовки строительства первой подлодки прошло всего пять лет - КБ подготовило технический проект, минуя эскизную стадию. Спасательная подлодка была спущена на воду в 1975 году. Самодвижущийся спасательный снаряд проекта номер 1837 - это и есть прообраз того самого АС-28 "Приз", который по сути является его глубоко модернизированной версией (проект 1855), созданной в 1980 году.

Спасательный аппарат АС-28 изготовлен из высокопрочного титанового сплава. За счет этого он не только не подвергается коррозии, но и способен опускаться на глубину до километра. Однако из-за проблем с финансированием эти, казалось бы, "вечные" аппараты уже морально устарели. Дело в том, что глубоководная спасательная мини-субмарина оснащена сложной электроникой, которая, в отличие от корпуса, устарела не только морально, но и физически. Сейчас в эксплуатации осталось пять из 14 построенных подлодок проекта 1855 "Приз" и 18270 "Бестер".

На судне-носителе "Георгий Козьмин" (в строю уже не осталось ни одной спасательной подлодки, с которых изначально запускали эти аппараты) должно было быть два "Приза", однако вместо одного из них этим летом красовался муляж, а сам аппарат был сдан в ремонт. Среди спасательных кораблей, направленных к месту аварии, находилось судно-спасатель "Алагез", на котором по штату также должны были находиться подобные аппараты, но на деле не было ни одного - они также отправились в ремонт. Единственное судно, которое могло помочь экипажу "Приза", находилось во Владивостоке, в трех днях пути от бухты Березовая.

Британский спасатель

Выгрузка Super Scorpio ROV из транспортного самолета. Кадр телеканала НТВ

Выгрузка Super Scorpio ROV из транспортного самолета. Кадр телеканала НТВ

Помощь, как известно, пришла из далекой Великобритании. Автономный подводный аппарат Super Scorpio ROV, который стоит на вооружении подводных спасателей США и Великобритании, разрезал при помощи специальных инструментов сеть, опутавшую АС-28, после чего тот сумел самостоятельно всплыть на поверхность.

Дистанционно управляемый аппарат Super Scorpio remote operated vehicle "служит" в вооруженных силах США И Великобритании. В Штатах он входит в состав сформированного в середине 70-х годов Отряда автоматических аппаратов ВМС. Этот отряд был создан на основе двух подразделений - 5-й Эксперементальной эскадры подводных лодок и Отряда глубоководных аппаратов. В Королевских военно-морских силах им управляет компания James Fisher Rumic Limited. Британские "Скорпионы" дислоцированы на базе в Шотландии.

Super Scorpio является одним из наиболее совершенных аппаратов в своем классе. Он оборудован сонаром (107-122kHz CTFM) для поиска подводных объектов, двумя черно-белыми видеокамерами (OSPREY SL-90), двумя фарами, в каждой из которых вмонтированы по две 250-ваттных лампы, оптико-волоконным кабелем, по которому оператор управляет им, двумя манипуляторами, каждый из которых способен поднять вес в 115 килограммов, а также специальными ножницами, которыми можно перерезать 2,5-сантиметровый стальной трос.

Спасательная подлодка проекта 940 с двумя аппаратами проекта 1837К. Фото с сайта legion.wplus.net

Спасательная подлодка проекта 940 с двумя аппаратами проекта 1837К. Фото с сайта legion.wplus.net

Действовать Super Scorpio способен на глубинах до полутора километров, хотя обычно его используют в относительно неглубоких прибрежных водах. Условия, в которых пришлось действовать Scorpio на Камчатке, оказались идеальными для такого аппарата - относительно небольшая глубина, отсутствие сильного волнения.

За последние несколько лет мини-подлодки из Отряда автоматических аппаратов ВМС США выполнили множество специальных заданий, сэкономив сотни миллионов долларов на этих операциях. В частности, эти аппараты участвовали в исследовании места катастрофы японской шхуны "Эниме Мару", которую протаранила американская подлодка "Гринвилл" (SSN 772). В мае прошлого года Super Scorpio участвовал в спасательной операции на месте падения истребителя F-14D неподалеку от побережья Калифорнии. Самолет упал в океан, когда у него отказал двигатель. Наконец, к послужному списку подводного робота добавилось спасение российской мини-подлодки.

Информационная поддержка

Однако доставить британского робота к месту аварии АС-28 не удалось бы, если бы не Международный центр координации операций по спасению подводных лодок (International Submarine Escape and Rescue Liaison Office - ISMERLO). Эта служба была создана под эгидой НАТО после аварии на подлодке "Курск" в Баренцевом море. В настоящее время в нее входят 27 стран, имеющих на вооружении подводные лодки или средства их спасения. И если Super Scorpio уместно сравнить с каретой "скорой помощи", то ISMERLO в таком случае можно смело назвать диспетчером "неотложки".

Спасение экипажа АС-28. Кадр телеканала НТВ

Спасение экипажа АС-28. Кадр телеканала НТВ

Информация об аварии АС-28 была довольно оперативно опубликована на сайте ISMERLO. В 6:30 утра в пятницу, 5 августа, соответствующие службы Министерства обороны Великобритании были поставлены в известность и немедленно, не дожидаясь положительного ответа из Москвы, стали готовиться к отправке Super Scorpio к месту аварии. Ответ пришел днем, а уже в восемь вечера самолет с аппаратом на борту вылетел из Великобритании на Камчатку.

Международная служба оповещения помогла собрать в районе аварии все необходимые средства для ее устранения - британский подводный робот, американские вспомогательные системы. По крайней мере, в российской практике это был первый опыт международного сотрудничества на столь высоком техническом уровне. Благодаря оперативному обмену информацией, российские военные сумели быстро подготовить все необходимое к приему иностранных спасателей.

Впрочем, если говорить об информации, то история с аварией АС-28 связана еще с одним случаем. В нем, правда, сработал совершенно иной способ передачи "оперативной" информации. По сведениям российской газеты "Коммерсант", информацию о бедственном положении АС-28, потерпевшем аварию 4 августа, обнародовали днем 5 августа исключительно потому, что некая женщина, представившись супругой одного из членов экипажа, сообщила о происшествии радиостанции Петропавловска-Камчатского "Радио-3".

Лишь через несколько часов после звонка женщины на радио факт аварии подтвердил камчатским журналистам источник в штабе дислоцирующейся на полуострове группировки сил и войск северо-востока России. Кто была эта женщина, до сих пор никто не может установить. Однако вот вопрос, как бы отреагировали на предложение иностранцев в Минобороны, если бы пресса не раструбила об аварии с подачи этой бдительной гражданки? И вообще, дошло бы дело до иностранных предложений? Ведь мини-субмарина - это не огромный "Курск"...

Павел Аксенов
По материалам lenta.ru
« « Вернуться       Далее » »
Другие новости по теме
  • Спецслужбы не нашли следов "Аль-Каеды" в лондонских терактах
  • Общественность Абхазии просит Путина признать республику независимым государством
  • У здания полиции в Грузии прогремел взрыв
  • Потенциальный организатор лондонских взрывов оставлен под стражей
  • Иран возобновил обогащение урана (ВИДЕО)
  • В Италии македонец вспомнил о забытой на АЗС жене только через 6 часов пути
  • Le Monde: в Грузии опасаются, что Путин хочет развязать войну на Кавказе перед выборами-2008
  • Нидерландских любителей секса изгоняют из парков крапивой
  • Золотодобытчики ЮАР начали общенациональную забастовку
  • Американский миллиардер строит самый большой в мире аквариум
  • Мусульманских духовных лидеров обвинят в предательстве Великобритании
  • Билл Клинтон признался в любви к Чери Блэр
  • Инспекторы МАГАТЭ сняли пломбы с реактора в Иране
  • В ЦРУ создается новый отдел по работе с открытыми источниками информации
  • Новый кибертеррор "Аль-Каиды": джихад через интернет
  • Спецслужбы Франции знали о готовящихся в Великобритании терактах

    Далее » »   Digest | Архив »    
Смотрите также: В мире, Бизнес, Общество, Спорт, Искусство, Авто, Hi-Tech, Здоровье, Путешествия, USA, Россия
 
Читайте также:

Зенитные ракеты С-300 отправили во Вьетнам

Большинству россиян нравится всеобщая воинская обязанность

Воздушным пространством СНГ будет заведовать главкомат ВВС России

Нагасаки отметил 60-летие атомной бомбардировки

Пентагон не дает Конгрессу закрыть программу суперэсминцев

"Известия": "Неукротимого" взорвали саперы Балтфлота


Сингапурские конструкторы скрестили "Иглу" с американским бронетранспортером

Пентагон будет воевать с террористами на территории США

Российские военные готовятся принимать у американцев авиабазу в Узбекистане

Главком ВМФ Владимир Куроедов будет отправлен в отставку

Начальнику российского Генштаба вручили американский орден

Пембой опять подвергся бомбардировке стратегической авиации России

В Ираке появился народный герой - снайпер Джуба

Греция купит у Германии 333 танка "Леопард"

Истребители ВМС США летают без тормозов

Технический проект российского истребителя пятого поколения защитят в 2005 году

Американские солдаты будут видеть автомобили иракских террористов насквозь

В США прошли испытания высокоточных бомб будущего

Американцы установили на бронетранспортер "Страйкер" пушку от танка "Абрамс"

Российскую армию вооружат сверхгрузоподъемным наплавным мостом

ВМС девяти американских стран репетируют кризис в Карибском море



Рассылки:
  Новости-почтой
  TV-Программа
  Гороскопы
  Job Offers
  Концерты
  Coupons
  Discounts
  Иммиграция
  Business News
  Анекдоты
Многое другое...

News Central Home | News Central Resources | Portal News Resources | Help | Login
Russian America Top Holostyak.com Рейтинг@Mail.ru © 2024 RussianAMERICA Holding
All Rights Reserved • Contact