RussianNew York Homepage
Русские концерты на Американской сцене
  News   Events   Dating   Classifieds   Forum   Chat   YP   TV/Video    Photos 
 News Central
В мире
  Политика
  Разное
Бизнес
  Деньги
Общество
  Мода
  Религия
  Светская жизнь
  Шоу Бизнес
  Пикантные новости
  Животные
  Криминал
Спорт
Искусство
  Кино
  Музыка
Авто
Hi-Tech
  Интернет
  Hardware
  SoftNews
Здоровье
Путешествия
Вокруг света
USA
Россия
  
Ресурсы
  Самые последние
  Самые читаемые
Архив
 Другие ресурсы
Все Ресурсы

Рассылки
Газеты
Журналы
ТВ - Online
Радио

Юмор
  Анекдоты
  Игры
  Этикетки
  
Открытки
  Поздравь друга
  
Программа TV
Кино
  Новости кино
  Кинообзоры
  
Музыка
  Радио в internet
  Russian Top
  
Спорт
Web Обзоры Exler.ru
  
Читальный зал
ЭКСпромт - статьи для чайников
Компьютерные игры
Finance News
Автообзоры
Russian America Journal Digest
 Смотрите также
Yellow Pages
Объявления
Чат
Форум
  последнее

Читальный зал
  Стихи
  Проза
  Кулинария

Едем в Америку!
  Иммиграция
  Визы
  Советы

Знакомства
Фотоальбомы
Top Rating
  America TOP
  
 
NEWS CENTRAL >> Hi-Tech

Hi-Tech

Per aspera ad terram
4:49PM Tuesday, Aug 9, 2005
09.08.2005, 16:49:59  |   
Discovery на авиабазе Edwards после приземления, кадр CNN
Discovery на авиабазе Edwards после приземления, кадр CNN

Per aspera ad terram

Космический челнок приземлился - и теперь у конструкторов есть время подготовить ему достойную замену

Шаттл благополучно вернулся на Землю - несмотря на трудности, которых после запуска обнаружилось неожиданно много. Когда 26 июля космический корабль с включенными двигателями появился на телеэкранах, все знали: это - заслуженный результат тридцатимесячной работы над ошибками, продолжение вполне достойной истории американских полетов в космос. И, в конце концов, национальный триумф. Не прошло и суток с момента взлета, как выяснилось, что с шаттлом далеко не все в порядке. И, что обиднее всего, слабым местом оказалось именно то, что так долго укрепляли после катастрофы челнока Columbia, удивляя обывателей (убежденных, что "бомба не падает дважды в одну воронку") затянувшимся ремонтом.

Проблемы с термоизоляцией обсуждали с того момента, когда после входа в атмосферу сгорел предыдущий челнок вместе с экипажем. За два с половиной года на усовершенствование космического корабля и его топливного бака были потрачено около полутора миллиардов долларов. Когда NASA сообщило о неполадках (на первый взгляд, напоминающих те, которые привели к последней аварии), многие поспешили заявить, что усилия космического ведомства, в общем, пропали впустую.

Успешное окончание четырнадцатидневного полета - не окончательный аргумент в споре со скептиками. Тем более, в NASA сделали достаточно для того, чтобы в поводах для нападок не было недостатка: инженеры серьезно усилили систему наблюдения и анализа, так что в "копилку неисправностей" попали и те, на которые обычно никто не обращал внимания. С другой стороны, создатели корабля все-таки выиграли: теперь, когда шаттл оказался на Земле, у них есть время и возможность не повторить ошибки при разработке челнока нового поколения. А "список упреков" - повод для появления новых технологий. Не менее перспективных, чем востребованные при создании самого шаттла.

Неприятные случайности - включая птицу, оказавшуюся на пути взлетающего шаттла, и не слишком удачную погоду на мысе Канаверал в день запланированной посадки - не способствовали тому, чтобы полет воспринимался как удачный. В Роскосмосе, например, начали рассуждать об аварийной эвакуации космонавтов российскими кораблями "Союз"(которая должна была занять около года), и о том, чтобы, когда запуски шаттлов снова запретят, перевести сотрудничество с NASA в "сугубо коммерческое" русло. Тем временем в NASA сочли возможным остыковать корабль от МКС и отправить на Землю - почти в срок.

Приземление космического аппарата всегда считалось более сложной, чем запуск, процедурой. На это обращал внимание еще Вернер фон Браун, автор и главный конструктор "Фау-2" - общего прототипа советских и американских космических ракет. Главная проблема связана с присутствием людей внутри - необходимо, чтобы аппарат не перегревался. Борьба с "лишним теплом" долго была головной болью для инженеров - и к моменту появления шаттлов у них оставался выбор между двумя вариантами, позволяющими искусственному телу не сгореть и не раскалиться в плотных слоях атмосферы.

Первый испробовали в самом успешном американском космическом проекте. Носовая часть кораблей Apollo, побывавших на Луне, была покрыта защитной оболочкой из особого материала, который при нагревании испарялся, причем вместе с газом рассеивался избыток тепла. Создатели первого многоразового корабля отказались от этой идеи - когда шаттл только проектировался, считалось, что вскоре после возвращения он должен быть готов к повторному полету, а восстановление испарившейся детали потребовало бы дополнительного времени.

Поверхность челноков состоит из жестких плиток, которые обладают сверхнизкой теплопроводностью, а за ними распожены более чувствительные к высоким температурам материалы. Конструкция оказалась легкой и удобной, а вместе с тем - весьма уязвимой. Сверхлегкий материал покрытия не готов к столкновению даже с мелкими частицами космического мусора - к такому выводу пришла комиссия по расследованию последней аварии, а взлет Discovery подтвердил это еще раз. Две плитки были повреждены, но от их ремонта на орбите - широко разрекламированной перед полетом меры - почему-то отказались. Вместо этого астронавту Робинсону поручили вручную затолкать в щели между другими термоплитками выбившуюся оттуда ткань - и успех операции расценили как залог благополучного возвращения корабля на Землю.
Астронавт Стив Робинсон в открытом космосе, фото с сайта NASA

Астронавт Стив Робинсон в открытом космосе, фото с сайта NASA

Однако не вполне логичную (с "земной" точки зрения) последовательность действий, возможно, не стоило объяснять растерянностью центра управления полетами. Параллельно на Земле провели несколько аэродинамических испытаний, и устойчивость отклонившихся деталей во время предстоящего возвращения оценили как удовлетворительную, несмотря на внешнее сходство ситуации с той, которая привела в феврале 2003 года к гибели шаттла Columbia. Напротив, выступы ткани в зазоре между плитками сочили "критической неисправностью", о чем многозначительно высказался Вэйн Хейл, руководитель программы полетов космических челноков. "Могут случиться неприятности", - сообщил он.

Ремонт на орбите стал первым подобным экспериментом. Кроме очевидного смысла - обеспечить безопасное приземление сейчас, это еще и прообраз более сложных операций, потребность в которых может вскоре ощутить американская космонавтика. Программа, два года назад провозглашенная президентом США, включает пилотируемые полеты как на Луну, так и на другие планеты, что, как показывает опыт использования шаттлов, едва ли будет проходить абсолютно гладко. Следовательно, "лечение" пилотируемых аппаратов в космосе практически неизбежно.

Последняя задача, кстати, предполагает создание замены шаттлам, непохожей на них. Тяжелые и неустойчивые, челноки "старого поколения" не способны покинуть земную орбиту - и даже путешествия на небольшие расстояния оказываются сопряжены с чрезмерными сложностями. Шаттл, вероятно, останется в истории в качестве успешного замысла, на ошибках в осуществлении которого можно многому научиться.

Борислав Козловский
По материалам lenta.ru
« « Вернуться       Далее » »
Другие новости по теме
  • AMD представила процессор Sempron 3400+
  • Sony Ericsson выпустила новинку W550 из серии Walkman телефонов
  • Диски BlueRay обошли DVD HD по части защиты от копирования
  • Экономичный принтер от EPSON - AcuLaser 2600
  • Samsung представила 2-мегапиксельный камерофон
  • Разработана новая технология передвижения самолетов по земле
  • Western Digital анонсировала выпуск 400 ГБ жесткого диска

    Далее » »   Digest | Архив »    
Смотрите также: Hi-Tech, Интернет, Hardware, SoftNews
 
Читайте также:

Galaxy 14 вышел на орбиту

Discovery доставят на мыс Канаверал самолетом

NASA отложило запуск зонда на Марс

В NASA не готовы обсуждать будущее шаттлов

Перемирие Boeing и Lockheed Martin одобрила Еврокомиссия

В школах Канзаса постараются не упоминать об эволюции


Шаттл Discovery приземлился

Экипаж шаттла получил команду снижаться

Шаттл приземлится на западном побережье США

Возвращение шаттла Discovery снова отложено

Discovery надо вернуть на Землю не позже среды

Нейрофизиологи готовятся считывать мысли

Перед отправкой на Марс растениям привьют бесстрастность

Новый зонд на Марс отправят в среду

Пленочные камеры уходят в прошлое

Discovery задержится в космосе на сутки

Посадка Discovery откладывается

Экипаж шаттла Discovery отрепетировал посадку

Шаттл Discovery отстыковался от МКС

Над Тихим океаном испытали космический корабль нового поколения

Шаттл Discovery вернется на Землю в понедельник



Рассылки:
  Новости-почтой
  TV-Программа
  Гороскопы
  Job Offers
  Концерты
  Coupons
  Discounts
  Иммиграция
  Business News
  Анекдоты
Многое другое...

News Central Home | News Central Resources | Portal News Resources | Help | Login
Russian America Top Holostyak.com Рейтинг@Mail.ru © 2024 RussianAMERICA Holding
All Rights Reserved • Contact