![]() |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
ИскусствоСтолетний юбилей фототехнологии
7:26PM Monday, Sep 15, 2003
Крамской работал ретушером в фотоателье. Шишкин частенько пользовался фотокамерой. Французский импрессионист Клод Мане тоже серьезно занимался фотографией. В то время многие художники отнеслись к появлению фото с испугом, но были и те, кто понял, что фотография может служить хорошим подспорьем при создании образа современника или романтического героя. Как показала история, живопись и фотография - две составляющие одного целого. Их связывают законы композиции, света и перспективы.
Художественная европейская культура прошлых эпох прочно вошла в фотографию. На рубеже XIX-XX веков в Мюнхене существовала фотографическая школа, где наряду со знаниями в области физики и химии студенты изучали собрание мюнхенской пинакотеки. Они учились композиции и постановке света в портрете, пейзаже, натюрморте на примере работ старых мастеров - Рембрандта, Дюрера. В то же время в обиход фотографов стали входить так называемые "пигментные процессы". Гуммиарабик, акварельные пигменты, соли хрома, различные коллоиды - вот нехитрые элементы фотоэмульсии, при помощи которой фотографы могли творить настоящие чудеса. Портреты, пейзажи, даже жанровые фотографии приобретали вид картин. Они выглядели как работы, выполненные в сложных живописных или графических техниках.
Фотография как бизнес стремилась получить массового клиента. Российские фотографические журналы того времени вели страстную полемику - нужны ли так называемые "благородные процессы" в будущем фотографии. Дело в том, что эти "процессы" очень сложны и дороги. Гумми-печать, бромойль, платинотипия, резинотипия увлекали только художников-фотографов. Самая трудная и самая красивая техника "комбинационная гуммипечать" требует многократной экспозиции; тени, полутона и яркие световые фрагменты печатаются отдельно. Производство одного отпечатка занимает от двух дней до недели. Каждый отпечаток уникален, результат не всегда предсказуем. Лучшей основой является дорогая льняная бумага, которую трудно достать, - это стратегическое сырье применяется в производстве денег и ценных бумаг. В качестве пигмента используются светостойкие акварельные краски.
Многие русские фотографы - Лобовиков, Нестеров, Саврасов, Трапани, Улитин - не обошли эти процессы стороной и представляли свои бромойли, гуммиарабики и другие техники на всемирных художественных выставках в разделе "Фото" и получили высокую оценку мировых экспертов. Для технической фотографии эти процессы не имели практического значения. Они не могли передавать мелких деталей, что в художественной фотографии могло стать достоинством, свойством обобщения.
Фотохудожников обвиняли в импрессионизме уже новые советские критики. Им навязывали идеологию, критиковали за "западничество", буржуазный подход, троцкизм. Многие закончили жизнь в лагерях. К тридцатым годам прошлого века уже не осталось магазинов, в которых можно было приобрести изделия мелких автотипных компаний для производства пигментных отпечатков. Классическая бромм-серебряная печать окончательно вытеснила с рынка сложные и дорогостоящие техники. Появились дешевые любительские фотоаппараты, и фотография стала массовой.
Во второй половине ХХ века в мире не осталось фотографов, работающих в старых традициях. Но осталась информация в виде частных коллекций, музеев и магазинов старой книги, где порой можно купить справочники с кратким описанием пигментных процессов. Если повезет, можно найти даже рецепты. А в середине 90-х годов группа Санкт-Петербургских художников, преподавателей и студентов Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова начали работу в области исследования и возрождения забытых традиций и уже в 1998 году представили взгляду общественности выставку "Новые позитивные процессы", которая проходила в залах Русского музея в Инженерном замке. Там были выставлены портреты, пейзажи, композиции Т. Новикова, Д. Егельского, А. Медведева, Е. Острова, С. Макарова и других.
В этом году в честь столетия со дня появления гумми-печати в России петербургский художник Андрей Медведев проводит серию выставок, одна из которых открылась 14 сентября в "Музее сновидений Зигмунда Фрейда", расположенном в Восточно-Европейском институте психоанализа. Выставка называется "Город вне времени".
Город как будто заснул. На улицах нет проводов, на крышах нет антенн, не видно рекламы. Современный город стоит как будто нарисованный в начале века. Обнаженные отражаются в зеркалах петербургских мансард. Тысячная доля секунды превращается в бесконечность. Художники не останавливаются на достигнутом. Алхимические исследования продолжаются.
Алексей Вишня. Напишите автору. По данным Dni.ru
Другие новости по теме
"Инопланетянин" Спилберга вышел в двухдисковом DVD-издании
Шнур спелся с "Тигровыми лилиями" Фотороман о группе "FM" Шуфутинский ищет двойников Лолита станет женой Киркорова Три гитариста образуют ''Великую троицу'' Бритни прощается с прошлым Моисеев учит Пугачеву танцевать Мексиканцы Антонио Бандерас и Джонни Депп "отняли" у американцев 24 миллиона Тома Круза вновь потянуло в небо Роберт Де Ниро проявляет характер Брюс Спрингстин накормил страждущих Скоро выйдет книга о Black Sabbath Убить Верку Сердючку Москва принимает крупнейшую выставку в сфере кинобизнеса Звукозаписывающая фирма Beatles подала в суд на Apple Computer Inc.
|
Рассылки:
![]() Новости-почтой TV-Программа Гороскопы Job Offers Концерты Coupons Discounts Иммиграция Business News Анекдоты Многое другое... |
![]() | |
News Central Home | News Central Resources | Portal News Resources | Help | Login | |
![]() |
![]() | ||
![]() ![]() |
© 2025 RussianAMERICA Holding All Rights Reserved Contact |