![]() |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Hi-Tech
Религиозного возрождения в России так и не произошло за 20 лет, считает российский социолог
11:14AM Thursday, Jun 14, 2012
Руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-Центра", заместитель главного редактора журнала "Вестник общественного мнения" Борис Дубин представил накануне на семинаре в Московском центре Карнеги доклад "Образ православного верующего в современной России", сообщает Благовест-инфо. "Я с самого начала не верил в религиозное возрождение России и за 20 лет не стал в это верить. Гипотеза религиозного возрождения не подтвердилась", — подытожил ученый результаты многолетних социологических исследований. Открывая свое выступление Б.Дубин отметил, что данные о религиозности в России систематически собираются с 1989 г., когда к неверующим себя относили 2/3 населения, а к православным — 30%. За 20 лет "пирамида перевернулась": сегодня называют себя православными около 70%, а неверующими — 20%. При этом крещеными являются 88-90% населения. Главная проблема, по мнению Дубина, — в "качестве" явления, которое обычно принимают за религиозное возрождение. Среди тех, кто называет себя православными (далее эта категория населения обозначена аббревиатурой — НСП) — крещены 68-70%, около 40% твердо верят в существование Бога и загробной жизни, а 1/3 НСП не верят в Бога вообще и не относят себя к религиозным людям, утверждает эксперт. У более чем половины НСП дома нет никакой религиозной литературы; 80% из них не причащаются; 55% - не посещают богослужения и только 15% НСП непременно бывают в храме на Пасху, 10% из них регулярно постятся и ежедневно молятся, 3-4% знают 10 заповедей и Символ веры. По частоте посещения храмов, по включенности в жизнь Церкви Россия занимает самое последнее, 15-е место из целого ряда исследованных стран. Так, в ФРГ, Словакии не включены в деятельность Церкви 20% населения, в США — 30%, во Франции — 40%. Получается, что остальные - включены. Для большинства российских НСП вера является моральным ориентиром, "механизмом коллективной идентификации", "заставляет задумываться о смысле жизни", "помогает переносить других…, адаптироваться к изменению обстоятельств". Однако если чуть видоизменить вопрос, НСП скажут, что вера нужна, "чтобы мне полегче стало", и не станут связывать религиозную жизнь с проблемой ответственности, личной активности, продолжил докладчик. Для социологов очевиден демонстративный характер религиозности российского большинства: "словесное подтверждение своей принадлежности к православию — да, а включенность в деятельность Церкви — нет; креститься — да, а взять ответственность за свои действия, помогать людям — нет". Такое отношение к Церкви очень напоминает специалистам отношение к государству. Эти два института в общественном сознании вообще неразрывно связаны, подчеркнул Б. Дубин: "Державность и православие воспринимаются как символы российской целостности". Причем большинство россиян воспринимает государство в "героическом, позитивном залоге", власть "выигрывает в общественном мнении из-за связки с Церковью". О том, как государство уничтожало Церковь, в этой парадигме никто не вспоминает. Что касается доверия к РПЦ, то Б. Дубин, в отличие от экспертов социологической службы "Среда", не считает его абсолютным. По данным докладчика, резко отрицательно к критике священноначалия весной этого года отнеслись только 12-13% всех респондентов и четверть НСП, считая критические публикации в СМИ происками врагов национального возрождения. В то же время, 16% россиян заявили, что "верхушка РПЦ не свободна от мздоимства", а 25% — что это связано со "слишком большой втянутостью Церкви в политику". При этом большинство опрошенных не видит в РПЦ "предстателя за свои собственные интересы", но требовательность как по отношению к РПЦ, так и по отношению к государству в общественном мнении отсутствует. И надежды, которые связываются как с РПЦ, так и со светской властью, из года в год повторяют тот же рисунок: "Никогда не сбываются, но все время возобновляются", отметил социолог. В полемику с Б. Дубиным вступила известный социолог, руководитель исследовательской компании "Башкирова и партнеры" Елена Башкирова. По ее словам, период, когда социологам важно было посчитать количество НСП или "практикующих" православных, прошел; сейчас важнее ставить новые вопросы. В частности, ее коллеги решили "замерить" взаимосвязь религиозности и социального поведения. Оказалось, что никакой корреляции нет: между верующими (те 14%, которые молятся каждый день) и неверующими почти нет никакой разницы в отношении к семье, к деторождению, к абортам, к смертной казни, к власти и лидерам. Именно это должно стать предметом исследования для ученых и беспокойства — для религиозных лидеров. Однако последние, по словам Б. Дубина, выказывают незаинтересованность в подлинном воцерковлении, "не находят нужного языка". В исламе — "все наоборот", утверждает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН социолог Энвер Кисриев. По его словам, "вхождение в ислам" не может быть номинальным, оно предполагает "серьезную трансформацию образа жизни", в которой появляются не привилегии, а "огромное обременение". В отличие от православия, мусульмане не связывают свой успех с державностью, с укреплением государства. Напротив, обращение к исламу "обрубает социальные связи", ставит человека в положение "контргосударственное". Поэтому можно говорить о реальном возрождении ислама в России, считает Э. Кисриев. Модератор семинара, исламовед Алексей Малашенко, со своей стороны, подтвердил, что можно говорить о "бурном" и даже "наглом местами" возрождении ислама. В ходе дискуссии своими соображениями поделились социологи, историки, религиоведы. Речь шла о проявлениях политизированности, ксенофобии, которые фиксируют социологи и которые "заложены в системе" нынешнего православия в России, о стремлении к унификации и подавлении опытов самоорганизации внутри РПЦ. Резюмируя сказанное, Борис Дубин отметил, что РПЦ является частью общества, прожившего 20 постсоветских лет и "неинтересного самому себе", подверженного "серьезному травматическому синдрому индивидуального и коллективного сознания".
По материалам NewsRu.com
Другие новости по теме
Microsoft представила планшетный компьютер Surface
Apple закроет музыкальную соцсеть Две галактики соединились водородным мостиком NASA запустило орбитальную рентгеновскую обсерваторию Создатель Linux получил технологическую Премию тысячелетия Марсианские пробы MSL загрязнятся тефлоном Узоры на сталактитах расскажут о древних дождях HTC купит производителя графических процессоров Солнечные батареи станут тоньше за счет обращенных пирамид Mozilla запустила магазин веб-приложений Ученые признали людей невиновными в вымирании мамонтов Размер Нобелевской премии сократили на 20 процентов Названы сроки выхода новой версии Mac OS X Apple представила iOS 6 Голосовая помощница Siri заработает на iPad Apple представила "макбук" с экраном Retina
|
Рассылки:
![]() Новости-почтой TV-Программа Гороскопы Job Offers Концерты Coupons Discounts Иммиграция Business News Анекдоты Многое другое... |
![]() | |
News Central Home | News Central Resources | Portal News Resources | Help | Login | |
![]() |
![]() | ||
![]() ![]() |
© 2025 RussianAMERICA Holding All Rights Reserved Contact |