
Угроза срыва нависла над контрактом на поставку в Китай 30 лайнеров Boeing-737 стоимостью $1.7 млрд. Проблемы могут возникнуть в связи с запретом Соединенными Штатами экспорта в Китай микросхемы QR-11, используемой в системах авионики.
Этот чип, пишет "Хуанцю шибао", заставляет сильно нервничать не только Boeing, но и европейский Airbus, который также используют этот компонент. Две солидные фирмы, согласно американским правилам экспорта высоких технологий, не могут продать Китаю самолеты, не удалив предварительно эту микросхему. А это значит, что им в любом случае придется пересматривать условия соглашений с КНР, и все стороны потерпят от этого значительные убытки.
Чип массой в 60 г используется главным образом в гироскопах. Цена микросхемы сравнительно невелика - $1-2 тыс. в зависимости от модели. Это весьма популярная в мире технология, которая использована уже в конструкции более чем тысячи гражданских и военных самолетов.
Однако именно универсальность микросхемы помещает ее в список "товаров двойного назначения", экспорт которых ограничен. Одобрить поставки такого рода продукции может только президент США, пишут Известия.Ru.
Американские авиастроители, мнение которых приводит китайская печать, считают, что такая процедура, как и "проблема QR-11", приведет к убыткам производителей самолетов в США. Boeing, Airbus и Ассоциация авиационной промышленности США уже обратились в госдепартамент с требованием как можно скорее разрешить конфликт.
Китайские эксперты в свою очередь заявляют, что подход администрации США к вопросам экспорта в Китай нуждается в пересмотре. Тем не менее, у Вашингтона есть свои аргументы - он ограничивает поставки американских высоких технологий в Китай, ссылаясь на то, что Пекин не желает сделать прозрачной схему использования таких товаров.
Американские правила предполагают допуск инспектора из США на предприятие-заказчик продукции двойного назначения, а это требование, по словам Вашингтона, не всегда встречает понимание в Китае.
federalpost.ru